Виды афазии

Дата публикации: 07.03.2024
Чем вызвана афазия?
ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ВОЗМОЖНЫ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.
Автор статьи
Автор статьи
Рипатти Юлия Игоревна,
Диплом о фармацевтическом образовании: 105924 3510926 , рег. номер 32018
Все авторы

Содержание статьи

Запуск речи у ребенка происходит примерно с двухмесячного возраста. Со временем звуки складываются в слова, а те – в полноценные предложения. Во взрослом возрасте разговорная речь – ежедневная практика. Тем не менее в любой возрастной категории человек может испытывать трудности со способностью говорить. Утрата ранее изученной речи не просто проблема, а следствие патологического состояния.

Провизор расскажет об афазии: ознакомит с причинами ее развития и разновидностями.

Причины

Афазия – частичная или полная утрата речи у детей и взрослых. Причины «детской» и «взрослой» речевой дисфункции кроются в локальном повреждении головного мозга. Например, при инсульте, черепно-мозговой травме или нейроинфекции. Реже патология развивается на фоне прогрессирующего заболевания: опухоли головного мозга, деменции и других расстройств.

Сложность речевого нарушения при афазии зависит от локализации поражения, объема очага и особенной остаточных элементов речевой деятельности. Наиболее признанной классификацией считают систематизацию афазии А.Р. Лурия. Согласно ей, выделяются следующие виды:
  • эфферентная моторную;
  • афферентная моторную;
  • динамическую;
  • сенсорную;
  • акустико-мнестическую;
  • семантическую.
Афазия – сложная проблема, изучаемая в логопедии, неврологии и нейропсихологии. Лечение заключается в коррекции основного заболевания, логопедических занятиях и расширении спектра коммуникаций. Разберем каждую форму по отдельности.

Моторная или афазия Брока

Акт произнесения слова состоит из ряда артикуляций. При афферентной афазии управление ими нарушается, вследствие поражения определенных отделов мозга. Простыми словами, пациенты теряют способность совершать те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляционного аппарата.

Двигательная организация речи не исчерпывается исключительно артикуляционными движениями. Устная речь предполагает наличие так называемой кинетической цепи: своевременное торможение предыдущих артикуляционных движений и переход на следующие, а также последовательность звуков и правильность ударений. Выпадение этого звена приводит к дефекту – эфферентному типу расстройства или по-другому афазии Брока. В результате речь человека становится разорванной, сопровождается «застреванием» на отдельных фрагментах.

Сенсорная

Сенсорная афазия развивается при поражении задней трети верхней височной извилины. В результате изменяется фонематический слух, что приводит к ухудшению акустического восприятия звуков слова. Для пациентов речь теряет контрастность и устойчивость, воспринимается искаженно. Тем не менее люди сохраняют общительность, а дефицит вербальных средств компенсируют мимикой, жестами и интонациями.

Тотальная сенсомоторная

Тотальная сенсомоторная афазия – сложная проблема, которая развивается преимущественно после инсульта. Это комбинация из двух рассмотренных выше расстройств: моторной и сенсорной. Пациенты, как правило, ограниченно дееспособны.

Семантическая

Семантическая афазия возникает на фоне поражения теменно-затылочной области левого полушария мозга. В ее основе лежит нарушенное восприятие грамматических речевых конструкций. Пациенты понимают речь, которая построена просто. Однако усложнение предложений приводит человека к растерянности. Кроме того, при семантической афазии могут наблюдаться трудности с ориентацией в пространстве, узнаванием времени по часам, пониманием разрядности чисел и т.д.
Признаки семантической афазии
Признаки семантической афазии

Акустико-мнестическая

А.Р. Лаурия считал центральным механизмом развития акустико-мнестической афазии нарушение оперативной памяти, а не фонематического анализа слов и восприятия звуков. Вследствие поражения коры второй височной извилины, люди с подобной афазией не могут удержать в памяти информацию, воспринятую «на слух». Собственная речь пациентов отличается словарным дефицитом.

Динамическая

Механизмы динамической афазии изучены не до конца. Главным ее звеном считают сбой активной продуктивной речи. В предложениях, построенных пациентом, обнаруживают лексические ошибки: пропуск предлогов, избыточное употребление союзов и шаблонных фраз и т.д. Присутствуют изменения в двигательной сфере: общая скованность, замедление движений и другие.

Амнестическая

Проблема амнестической формы – затруднение в названии предметов и подбора слов. В речи пациентов присутствуют многочисленные паузы. Ее разновидность: оптико-мнестическая афазия. Механизм развития дисфункции выяснен не до конца. На этот счет есть несколько теорий, которые требуют дальнейшего изучения. 

Краткое содержание

  • Афазия – частичная или полная утрата речи у детей и взрослых.
  • При афферентной афазии нарушается управление артикуляционными движениями, вследствие поражения определенных отделов мозга.
  • Сенсорная афазия развивается при поражении задней трети верхней височной извилины.
  • Тотальная сенсомоторная афазия – сложная проблема, которая развивается преимущественно после инсульта.
  • Семантическая афазия возникает на фоне поражения теменно-затылочной области левого полушария мозга.
  • А.Р. Лаурия считал центральным механизмом развития акустико-мнестической афазии нарушение оперативной памяти, а не фонематического анализа слов и восприятия звуков.
  • Механизмы динамической афазии изучены не до конца.
  • Проблема амнестической формы – затруднение в названии предметов и подбора слов.

Источники

Задайте вопрос эксперту по теме статьи

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже – наши эксперты ответят вам. Там же вы можете поделиться своим опытом с другими читателями Мегасоветов.
Выпускающий редактор
Выпускающий редактор
Долгих Наталия Вадимовна,
Эксперт-провизор
Поделиться мегасоветом
Понравилась статья? Расскажите маме, папе, бабушке и тете Гале из третьего подъезда
Копировать ссылку
Гид по аналогам 💊
Гид по аналогам за подписку
подпишитесь на соцсети и напишите в сообщения "аналоги"
Поделиться